Шок Будущего и Шок Настоящего

 

Есть будущее - которое всем понятно и узнаваемо. Есть шок Будущего, как реакция человека на новости, с которыми его сознание реагирует определенным образом. Уровень Шока Будущего характеризует уровень высоких технологий, о которых вы можете думать без того, чтобы быть поражённым, напуганным, восторженным - то есть испытывать шок. Например, Уровень Шока Ноль или УШ0 (Shock Level Zero, SL0) - это современные технологии и современный мир, УШ1 - это виртуальная реальность и экономика, основанная на электронной коммерции, УШ2 - это межзвёздные путешествия, физическое бессмертие и генная инженерия, УШ3 - это нанотехнологии или искусственный интеллект уровня человека, а УШ4 - это Сингулярность.

Первым человеком, сформулировавшим идею Шока Будущего, был Элвин Тоффлер со своей книгой "Шок будущего", вышедшей в свет в 1970 году. Его главная идея заключалась в том, что общество испытывает необычайные структурные изменения, революционный переход от индустриального общества к "супер-индустриальному обществу". Эти изменения подавят людей, ускоряющиеся темпы технического и общественного прогресса заставят их почувствовать себя отрезанными, страдающими от "сокрушительного стресса и потери ориентации" - шокированными будущим. Тоффлер заявил, что большая часть социальных проблем является симптомами шока будущего.

Несколькими годами раньше, Гордон Мур в своей знаменитой статье высказал идею, которая позднее стала известна как Закон Мура, гласящий, что скорость и плотность элементов микропроцессоров будет расти экспоненциально. В то время компьютеры ещё не оказали почти никакого влияния на общество, и понадобилось ещё 20 лет, чтобы персональные компьютеры оказали заметное влияние на экономику. А всего через 30 лет мы наблюдали взрывной рост Интернета во всём мире. Через 40 лет скорость микропроцессоров удваивается почти каждый год и их влияние на мир просто необыкновенно. Не проходит ни дня, чтобы научное открытие или техническое изобретение не оказалось на первых страницах газет. Как показывает в своём Законе возрастающей полезности Рэй Курцвел, микропроцессоры стали столь важной и неотъемлемой частью нашей жизни и экономического развития, что общество теперь тоже поддалось этому экспоненциальному росту. Курцвел предполагает, что в течение следующих 25 лет мы можем пережить столько же изменений, сколько в течение предшествующих 10000 лет.

Являясь одним из ведущих мыслителей, изучающих Сингулярность, Элицер Юдковский привык размышлять о сверхрадикальных технологических изменениях и развитии. После множества обширных дискуссий с футуристами всех мастей, он обнаружил, что некоторые технологические следствия могут быть слишком трудными для понимания и шокирующими для одних групп в большей степени, чем для других. Поэтому он предложил идею Уровней Шока Будущего или уровней, на которых оказываются разные люди, применительно к их представлению о будущем и тем идеям, которые они готовы рассматривать, в противоположность тем идеям, которые для них слишком футуристичны или даже шокирующи.

Уровень Шока 0

Степень изменений: плоская.

Технологии: такие же как сегодня, побольше телевизионных каналов, машины и телевизоры побольше и получше.

Пресловутый "обычный человек" нормально воспринимает современные технологии - не передовые достижения, а технологии, используемые в повседневной жизни. Большинство людей, телеведущие, журналисты, политики.

Для людей на этом уровне будущее выглядит примерно так же, как и сегодняшний день. Если бы вы могли изобразить их представления о будущем на графике, вы бы увидели как изменения достигают пологого участка кривой в настоящем и в дальнейшем выравниваются. Практически все экономические и политические публикации, которые мне встречались, попадают в эту категорию. Когда они обсуждают широкие результаты их политических решений, технологические изменения практически вообще не упоминаются, и даже если упоминаются, то лишь в наиболее прозаических проявлениях, а идеи Уровня 1 описываются как что-то пугающее с опасными бесконтрольными последствиями. Нынешняя атмосфера страха по поводу клонирования и терапии стволовыми клетками относится именно сюда.

Уровень Шока 1

Степень изменений: Логарифмическая, а затем через одно-два десятилетия достигает плато.

Технологии: Виртуальная реальность, продление жизни до ста лет, водородная экономика, повсеместная компьютеризация, клонирование стволовых клеток, незначительные генные улучшения.

На этом уровне находится большинство футуристов и публикаций о будущем. Современные передовые достижения современных технологий, освещаемые журналом Wired (в России "Компьютерра") и в таких книгах как "Шок будущего" Э. Тоффлера и "Дорога в будущее" Б. Гейтса. В эту группу попадает большинство учёных, любители новинок, ранние последователи, программисты и технофилы.

На графике их видения будущего прогресс продолжится, следуя логарифмической функции, и каждый год будет приносить примерно столько же изменений, что и предыдущий. Рано или поздно эти постепенные изменения позволят людям жить до ста лет, если повезёт, то в обществе с экологически чистой энергией, экономическим благоденствием и освоением космоса по консервативным сценариям.

В моей практике большинство людей, описанных выше, думает о будущем в относительно консервативных терминах. Если вам когда-нибудь попадётся статья о будущем, написанная одним из них, там часть будут фразы вроде "Это вряд ли случится при моей жизни, но, возможно, мои дети или внуки доживут, чтобы увидеть это". Если вы видите подобную фразу, знайте, что вы читаете слова кого-то на УШ1. Практически все прогнозы, выходящие из NASA, безнадёжно застряли на УШ1.

Уровень Шока 2

Степень изменений: между логарифмической и экспоненциальной

Технологии: радикальная генная инженерия, физическое бессмертие, межзвёздные путешествия и инопланетные культуры.

На этом уровне находится типичный фанат научной фантастики, особенно "твёрдой НФ". В прошлом НФ журналы и передовые журналы вроде Mondo 2000, Omni и Future Magazine были полны идеями УШ2. Как ни странно, но я не знаю ни одного популярного фантастического фильма или телесериала, который бы удобно себя чувствовал на этом уровне. Даже "Звёздный Путь" (Star Trek) не соответствует этому уровню, почти не рассматривая долголетие после 100 лет, и отдавая бессмертие на откуп "сверх-развитым инопланетянам".

Вплоть до 1980-х в обществе практически не велось обсуждения будущих изменений, выходящих за пределы второго уровня. Скорее всего, причина в том, что идея радикально ускоряющегося прогресса ещё была за пределами знаний почти всех передовых мыслителей того времени. Поддерживающие технологии Уровня 3, такие, как молекулярная нанотехнология, в то время даже не рассматривались. Единственные известные мне исключения - это Роберт Энтон Уилсон и Тимоти Лири, которые чувствовали себя совершенно комфортно, размышляя о постчеловеческой эволюции (УШ3).

Уровень Шока 3

Степень изменений: экспоненциальная

Технологии: бессмертие, нанотехнологии, ИИ уровня человека, усиление человеческого интеллекта, загрузка, полная перестройка тела, межгалактические путешествия, мегамасштабное строительство.

На этом уровне отсутствовали явные представители до 1980-х годов, когда возникли такие группы, как экстропианцы и трансгуманисты. Такие писатели, как Роберт Энтон Уилсон и Тимоти Лири с его идеей SMI2LE, были первыми, насколько мне известно, кто сколько-нибудь подробно обсуждали идеи этого уровня. Однако детальные технологически обоснованные размышления о возможностях УШ3 были невозможны до появления книги Эрика Дрекслера "Машины Созидания".

Уровень Шока 4

Степень изменений: между экспоненциальной и гиперболической (ускоряющееся ускорение)

Технологии: Сингулярность, Юпитерианские Мозги ("Мозги-Матрёшки"), Силы, полная перестройка сознания, сверхразум, постчеловечество, компьютерные вычисления в точке Альфа, Апофеоз, полное исчезновение привычной нам жизни.

Единственные люди, способные спокойно обсуждать изменения на этом уровне - это Сингуляристы и некоторые передовые пионеры психоделики вроде Терренса МакКенны и Джона Лилли. Олаф Стэплдон в своей книге "Создатель звезд" воспевает мегамасштабное строительство УШ3 и сверхразумы УШ4, а Джон Лилли обсуждает встречи с сущностями УШ4, которым он дал такие имена как "ECCO" и "Solid State Entities" (твердотелые сущности). Первым писателем, придавшем конкретный технологический смысл этим идеям, стал Вернор Виндж в своей статье 1993 года. Эти идеи были вскоре подхвачены экстропианцами и трансгуманистами, но, насколько мне известно, только Сингуляристы приняли идеи УШ4 практически и с энтузиазмом.

Как говорит Эли, "Если существует Уровень Шока Пять, я не уверен, что хочу о нём знать!"

Перевод Д. А. Медведева

Источник: http://www.futurehi.net/archives/000117.html

 

Продолжение статьи "Шок Будущего" и комментарии Макарова А.В.

Шок Настоящего

 

Почему так говорит Эли: "Если существует Уровень Шока Пять, я не уверен, что хочу о нём знать!"???

Есть будущее - с этим все понятно из выше прочитанной статьи. НО и есть Шок Настоящего -который для многих выходит за рамки простых реакций удивления. Этот уровень шока пять - запредельный, когда человек СОВСЕМ НЕ ВОСПРИНИМАЕТ. Это - естественная защитная реакция сознания от его разрушения - не будь её, то у человека бы "съехала крыша". А раз не воспринимает, то и будущего для такой информации так же нет, и нет Шока будущего, так как у человека нет вообще восприятия этого факта в настоящем.

Пример.

Когда первопроходец Магеллан высадился на берегах Огненной Земли, аборигены приветствовали гребные лодки, перевозившие моряков на берег, но не были способны видеть парусные корабли, стоявшие на якоре поодаль. Поскольку до тех пор они ничего о кораблях не знали, было совершенно невозможно, чтобы существовали такие гигантские парусные суда , и потому корабли были для них невидимы. Даже когда им указывали прямо на сам корабль, аборигены видели только чистый горизонт.

Известно, что культура воспитания в разных нациях - отличается в корне. И это является основой для УШ5. Так, китайцы не видят некоторых картин, которые написаны европейцами. Они видят только мазки краски, но не воспринимают самого сюжета.

По той же причине люди не видят пришельцев, а те НЛО, что видят - скорее всего, путешественники во времени. Фото регистрирует все, - но кто направляет фотоаппарат в то место, где есть пришельцы? - тот же человек, а он ЕГО - не видит! Появились фото, где случайно в кадр попали стрелы, перемещающиеся быстро и в разных направлениях. Это один из способов преодоления Шока Настоящего - создание аппаратуры, реагирующей и фиксирующей все НЛО. Но у автора есть сведения опыта контакта с теми, кто такую аппаратуру сделал. После ряда снимков удалось зафиксировать НЛО, и возник интерес - "А вот если бы с ними вступить в контакт?" В результате у него состоялся контакт с Пришельцами, но он испытал такой дикий ужас, после которого он категорически отказался как от подобных исследований, так и самих контактов.

Встает вопрос, - а сколько же информации мы воспринимаем в настоящем времени? Если взять за критерий восприятие диапазона электромагнитных волн, то там и октавы нет - глаз воспринимает свет - от красного до синего цветов. И когда не было техники, тогда люди видели всяких привидений, леших, чертей, бесов и прочую нечисть. То есть - то, что в нашем внутреннем тезаурусе описания картины мира было, то око и различало. Но вот - мы расширили диапазон с помощью техники до многих октав. И в тезаурусе появились НЛО, перемещения во времени и пространстве. А в пространственных масштабах мы стали видеть от галактик и до атомов. Но чем больше круг познанного, тем больше окружность непознанного. Чтобы разрешить данный парадокс остается искать иной способ познания мира.

И все же, если не расширять диапазоны восприятия аппаратными средствами - так сколько же информации мы воспринимаем в настоящем времени из того объема внешнего мира, который доступен восприятию нашими чувствами? И сколько этих чувств? ( Я насчитал - 12)

По тестам, оказывается всего 2-3%. Остальное - проскальзывает мимо осознания.

Вопрос поставить можно так - на сколько мы действительно мир познаем, а не обманываем себя?

"Все мы в чем-то партизаны: прежде чем кого-то обмануть, вначале надо успешно обмануть себя! "

И так - на самом ли деле мы переживаем то, что ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Можно ли используя датчики тела, утверждать то, что я ЗНАЮ ЭТОТ ОБЪЕКТ?

Как мы обманываемся, когда говорим - "Я познаю мир!" Так ли это?

Трогая, что-либо рукой, ощущается не то, что трогаешь, а изменения в руке. Эти изменения не могут быть тем, что трогаешь. Из всего комплекса изменений, выделяется часть, на которую направлено внимание. Эта часть, дорисованная в удобном для использования виде, становиться образным описанием. При следующем контакте, уже не обязательно выполнять всю эту работу, достаточно вспомнить описание. Все, что мы видим, слышим и т.д. – это образная память давнего контакта с действительностью, которая обогащается со временем, но основывается на том же первом контакте. Если какой-нибудь контакт с действительностью, изначально не был описан образно, он будет отсутствовать в описании, но это не значит, что он отсутствует в действительности.

То есть - мы есть познающие СВОИ ОЩУЩЕНИЯ, которые есть в нашем теле, но не чувствующие сам Объект познания. Такой вот парадокс!!! Как быть!??

То же внимание избирает из потока информации, получаемой от глаза, только то, что есть в личном тезаурусе. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Отличительной особенностью сознания является разделение субъекта и объекта, т.е. различение "Я" и "не-Я", СПОСОБНОСТЬ отделять объект от СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ к нему.

У животных и маленьких детей субъект и объект слиты воедино. Т.е. чувства, ЭМОЦИИ, которые вызывает некоторый предмет (или ЧЕЛОВЕК), воспринимаются как свойства самого предмета (или ЧЕЛОВЕКА) ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК НАУЧАЕТСЯ ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО. Хотя и взрослые люди зачастую бывают склонны СМЕШИВАТЬ объективные характеристики ситуации со своим к ней отношением.

Что нужно сделать человеку по пути полного сознания. Все, что ему придется сделать это:

1. Включить те части своего мозга, которые сейчас подавлены.

2. Отучить себя от привычки "пересказывания", которая фильтрует данные глубокой структуры до того, как он получает шанс применить к ним свой мозг.

3. Научиться использовать свой мозг полностью. Это самая трудная часть. Ему следует просто начать использовать его не задумываясь об этом, как ребенок, и получить это сейчас, когда он взрослый. Теперь он "найдет" его и интегрирует его действие во все, что он делает.

Что ему не нужно делать - это изучать процедурные рецепты для достижения произвольных целей. Это то, чему посвящена технология южного полюса. Вместо этого он учится позиционировать себя - часто как ключевой элемент - в циклических причинных петлях, которые прибавляют (структурное) многообразие ко вселенной. Это полезно для него, поскольку позиционирует его в областях увеличивающегося многообразия и поскольку то, что он видит, увеличивает его личную коллекцию глубокой структуры.

Как ЭТО можно сделать? Есть три пути - техногенный - это постепенное преодоление УШ1... УШ4, а там и УШ5 можно одолеть. Но ждать придется лет 15-25. Путь внутренний - это практики йоги, дзен и другие эзотерические способы. Тоже не скорый путь.

И третий - ноосферные технологии. В основе лежит принцип КККК.

 

НООСФЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ

Ноосферный Принцип синергетики. Позволяет, используя Интернет и Ноосферу (как способ коммуникации) максимально быстро одолеть УШ1- УШ4.

В основе данного принципа лежат известные физические законы и их сочетания. Рассмотрим их.

  1. Эффект свечи. Любая мысль – это воздействие на морфогенное поле ноосферы, подобно работе радиостанции, только на другом принципе. Сумма одинаковых мыслей и мыслеобразов подобна свету свечи, который состоит из суммы фотонов с разной длиной волны и интенсивности излучения. Этот свет распространяется во все стороны и затухает обратно пропорционально квадрату расстояния, высвечивая на своем пути то, что может отразить данный спектр. Это слабый источник света, но уже лучше, чем полная темнота – кто-то да увидит и откликнется.
  2. Эффект прожектора. То же самое - свет, но теперь мощность его будет многократно больше, чем пламя свечи, а спектр шире. Так как источником света будет или лампа накаливания, и или электрическая дуга. А фокусирующая свет оптика позволяет направлять большую часть света в нужном направлении.
  3. Эффект лазера. Выше названные способы передачи энергии и информации, не могут проявить все свойства света, как волны. Изобретение лазера позволило увидеть совершенно новые свойства света в передаче и записи информации. А именно – когерентность и монохромность волны света позволяет предельно точно и максимально эффективно использовать энергию фотонов, что в принципе невозможно сделать с обычным светом.

Данный эффект лазера (и дальнейшие эффекты) был смоделирован в Лаборатории КИН, группой КРОКУС в 2004 году. Далее - Эффект лазера спровоцировал создание конденсата Бозе-Эйнштейна в социальной среде, что повлекло цепную реакцию со стороны ноосферы в виде таких событий, которые невозможно было объяснить случайными, вероятностными процессами.

Таким образом, при соблюдении ноосферной технологии, получился Кворум Когерентной Команды Критического Количества и Качества Коммуникаций (ККККККК), обладающий эмерджентностью, и способной решать многие задачи, которые ранее не могли быть решены в принципе. То есть – все дальнейшие события были как бы запланированными Командой и ожидаемыми. Команда стала точкой бифуркации так же, как в конденсате Бозе-Эйнштейна из хаоса рождается порядок, так и из хаоса несвязанных социальных событий получились запланированные события синергетического характера.

 

 

Ответить автору e-mail: mav@sai.crimea.ua

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz